Михаил Бычков

Портрет художника Михаила БычковаБычков Михаил Абрамович родился в Ленинграде в 1951 году.

Иллюстратор и дизайнер книг. Первая публикация в «Мурзилке» — 1997 год.

Заповеди Михаила Бычкова

В мастерской художника Михаила Бычкова живут необыкновенные существа. Под потолком парят деревянные птицы. В аквариуме о чём-то шепчутся разноцветные камешки. А на полках – книги, книги… Рассмотрим те, которые проиллюстрировал художник.

Вот «Три толстяка» Юрия Олеши. Кажется, его герои так и движутся по страницам – циркач скачет на лошади, вояки гремят шпорами, а знаменитая кукла Суок в розовом платье с лентами и рюшками оживает то в одной главе, то в другой… А сколько удивительных деталей! Хочется рассматривать и одежду, и обувь, и оружие, и то, как устроена карета или повозка циркачей, и буквально каждую травинку и листик… Будьте уверены: всё нарисовано абсолютно точно, в согласии с природой, временем и замыслом писателя. Это первая заповедь: иллюстрации к детским книгам должны быть узнаваемыми и в то же время познавательными.

Долгие годы Михаил Абрамович Бычков сотрудничает с Людмилой Юльевной Брауде, переводчицей, автором «русской» Астрид Линдгрен. Когда художник привёз в Стокгольм свои иллюстрации к книге Линдгрен «Пиппи Длинныйчулок», шведы были очень удивлены. «Как? – говорили они. – Разве Пиппи такая? Она же маленькая девочка?»  Они почему-то считали, что ей пять лет. Тогда Бычков показал то место в книге, где сказано, что Пиппи – девять лет. Вот вам и вторая заповедь: художник должен внимательно прочитать книгу и «доиграть» в рисунках то, о чём ведётся рассказ.

А вот книга, над которой Михаил Бычков работал – только представьте! – целых двенадцать лет: «Алые паруса» Александра Грина. Эта книга сделана совершенно в другой манере – на её страницах оживают настоящие живописные полотна, удивительные по гамме цветов, воскрешающие «запах» эпохи и поразительно передающие то щемящее и трогательное чувство, которым проникнута знаменитая повесть А.Грина. Но это не всё! Книга напечатана таким образом, что строчки на каждой странице расположены в форме надутого паруса, и текст буквально «переплывает» из одной иллюстрации в другую… Ещё одна заповедь Михаила Бычкова: художник должен придумать всё, от начала до конца: и рисунки, и шрифт, и обложку, и каждую буквицу, и каждую цифру – и тогда книга заиграет всеми цветами радуги и всеми своими даже мельчайшими деталями!

Осенью 2002 года в швейцарском городе Базеле Михаил Бычков получил за эту работу Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской книге, и вокруг бычковских иллюстраций к Грину всё время толпился народ: приехавшие со всех концов света писатели и художники тоже хотели отправиться в романтическое путешествие в ту страну, где на горизонте вспыхивают алые паруса, а у окна стоит тоненькая и хрупкая Ассоль в белом платье – как сложивший крылышки, но готовый каждый миг вспорхнуть белоснежный мотылёк…

 

Михаил ЯСНОВ

Журнал «Мурзилка» 2003 №   5

М. Бычков. С. Михалков «Дядя Стёпа» 1998 №   3

М. Бычков, С. Михалков «Дядя Стёпа» 1998 №   3

С. Михалков «Дядя Стёпа» 1998 №   3

 


Сейчас на сайте 30 незарегистрированных гостей.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

наверх