Мурзилка, Чердобряк, Топошлеп

Мурзилка, Чердобряк, Топошлеп

Детские журналы не по-детски борются за жизнь и осваивают новые территории

 

Российские журналы для самых маленьких, для того, чтобы выжить, должны по-настоящему сражаться за читателя.

 

 


«Кукумбер» против компьютера

Не нужен мне велик,

не нужен и скутер,

Я очень хочу

персональный компьютер,

Какие прекрасные буквы — ПК!

А я не имею, надеюсь — пока…

Внук Олега Бундура, детского поэта и детского врача из Кандалакши, в три года уже снимал ролики на смартфон, скачивал их на компьютер и уже тогда мечтал о том, чтобы дед купил ему ПК. Вот и моя дочь в три года обыгрывала меня на айпаде в «гонки», в четыре звонила по скайпу бабушкам и проходила в играх уровни, которые не давались старшеклассникам. Мы покупали ей журналы, комиксы, садились вместе читать, но сравниться с айпадом ничто не могло — пока нам в руки не попал журнал «Кукумбер». Как сейчас помню белую страницу, на которой кем-то  сшитые коровки иллюстрировали загадку, которую наша Настя выучила наизусть: там отец делил между сыновьями свое наследство — семнадцать коров.

И весь журнал был таким, словно сшитым из пестрых лоскутов, полный неожиданными, авторски оформленными прозой и стихами, заучивавшимися сразу и навсегда.

— Очень хотелось распространять среди ребят настоящую литературу, на бумаге, — говорит литературный редактор «Кукумбера» Дина Крупская. — Мы старались не печатать вещи «для всех», я хотела искусства ради искусства.

В 64-страничном журнале публиковались мэтры Михаил Яснов, Борис Заходер, Юрий Кушак, приводившие сюда молодежь вроде Димы Майстренко и Артура Гиваргизова, макет делали молодые художницы Саша Парушина и Настя Келдыш. При тираже в тысячу экземпляров «Кукумбер» за 12 лет жизни стал, по общему мнению, одним из лучших в стране.

А потом поменялся комитет образования, журналу перестали оплачивать типографию, подписка же не покрывала и малой доли расходов. И журнал, как ничто другое способный отвлекать мою дочку от компьютера, три года назад закрылся.

Сказка для Пети

Детская пресса сегодня — это ряды пестрых обложек на стеллажах супермаркетов и киосков: журналы для дошкольников, для девочек, компьютерные, научно-популярные, литературно-художественные, каждый со своими героями и игрушками под целлофаном. А вот пензенский экономист, переводчик, блогер Марина Танцырева не нашла в своем городе журнала, издатели которого отнеслись бы к ее ребенку всерьез. И в Пензе несколько месяцев назад усилиями Марины и ее друзей появился «Чердобряк», добрый, веселый, познавательный журнал для детей: в нем современная детская проза, краеведение, уроки английского, ребусы, полезные советы, привычные детям живые талисманы — мышонок Мышустик и лисенок Топошлеп.

Первые номера разошлись влет, и теперь Марине с коллегами предстоит борьба за выживание на широком журнальном поле. Многие этой борьбы не выдерживают: только в последние годы из жизни вместе с «Кукумбером» ушли «Веселые картинки» (в 2014-м), успевшие набрать популярность «ОГОгород» (2012), «Батискаф» (2011)…

Издание детских журналов для чтения — бизнес невысокой рентабельности. Тонкие ежемесячники со специфической аудиторией малоинтересны рекламодателю, редко появляются в киосках, которым невыгодно брать их на реализацию. Поддержку детские СМИ получают от государства в виде грантов и льгот, но в первую очередь — от подписки, которую еще надо обеспечить.

— Мы занимаемся пропагандой, — говорит детский писатель Виктор Лунин. — Берешь с собой костюм Мурзилки, журналы, приходишь в библиотеки, в школы, детсады, читаешь журнал — и там начинаются подписки. Я в этом году объездил Владимирскую область, Татарстан, был в Казани…

Безусловно, «Мурзилке» есть чем брать читателя. В журнал с 90-летней традицией сегодня пишут Андрей Усачев, Михаил Яснов, Ирина Токмакова, рисуют Виктор Чижиков и Георгий Юдин (кстати, в «Мурзилке» художники рисуют только руками и приносят в редакцию оригиналы).

А как быть бумажному журналу, если он не «Мурзилка»?

— А если ты не «Мурзилка», пиши сказку не для всех шестилеток скопом, а для каждого конкретного Пети и Вани, — считает художник Виктор Чижиков. — Каждый человек должен иметь в жизни отдушину, а не только экран монитора, и пусть в современном обществе сохранится детский журнал как что-то  устоявшееся, хотя бы по манере исполнения, которая для бабушки, читающей сказку внуку, тоже важна. У всех должен быть свой мурзилка.

На волю, в «Пампасы»

Но если только бумажные журналы дают нам возможность ощутить дух настоящей сказки, то с детскими онлайн-изданиями в эту сказку можно нырнуть сразу и с головой. Это на современном языке называется «интерактив».

Первая страница интернет-журнала «Твиди» — как разноцветная россыпь конфет. Нажал на одну из десятка шевелящихся картинок, елочку с игрушками — выскочил призыв «утепляйся!», и на экране замелькали разноцветные шапки, шарфы, валенки: что-то  из этого можно выбрать для аватарки. Онлайн-кинотеатр, конструктор комиксов, путешествия по виртуальным мирам, сервисы хранения видео и аудио, интернет-радиостанция — чего только не предлагает эта детская соцсеть попавшим в нее. «Модница», «хулиган», «геймер», «интеллектуал» — выбирай себе роль и действуй по ее правилам, учись жить и общаться со сверстниками в их ролях.

Другого рода интерактив предлагает сайт московского альманаха «Клепа». Тут новости по России, которые можно походя обсудить с онлайн-друзьями, под рубрикой «Заклепки» открыть «кладезь забавных историй, случавшихся на планете», в мобильном приложении пройти с самой Клепой (это хозяйка сайта) в ее терем-теремок, разбросать по темам свои селфи.

Еще только начинает очное общение со своими читателями литературный сетевой журнал «Электронные пампасы», ведомый писателем Юрием Нечипоренко, скоро и тут можно будет услышать аудиорассказы в исполнении самих авторов, пообщаться с ними по-свойски, заглянуть в бездонные кладовые стихов и прозы. Нечипоренко пишут со всего мира, издательства проводят тут конкурсы начинающих авторов, победители которых стартуют отсюда в большую литературу — а в «Электронные пампасы», между прочим, заходит порядка 15 тысяч читателей в месяц.

Кстати, именно в этот журнал (тогда он назывался «Пампасы» и выходил на бумаге в ИД «Веселые картинки») моя дочка, начитавшаяся «Кукумбера», решилась отправить свой первый компьютерный пейзажик. Его опубликовали, и сейчас мы с ней осваиваем пакет Cinema 4D, хотим делать мульты.

— Журнал — не ящик для текста, это, скорее, живая цветастая птица с крыльями страниц, — говорит Юрий Нечипоренко. — Надеюсь, дети и взрослые никогда не откажутся от этого действа — листать страницы, любуясь их полетом.

Кстати

Григорий Остер, детский писатель:

— Что лучше и безопасней для психики ребенка: компьютер или журнал на бумаге — так вопрос ставить нельзя в принципе. Это все равно что стоять перед дилеммой: переписывать книгу от руки или набирать ее на печатном станке. Дело не в том, на каком носителе будет контент. На бумаге может быть страшилка похуже компьютерной, в Интернете легко можно отыскать интерактивную книгу, которая даст ребенку возможность поиграть с персонажами, отгадать загадки, научит его хорошему, доброму и светлому.

 

Текст: Андрей Васянин
Российская газета — Неделя №  6555 (283)
https://rg.ru/2014/12/11/deti.html

Сейчас на сайте 52 незарегистрированных гостя.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

наверх