Гравюра на линолеуме

Для того чтобы сделать гравюру, надо на гладкую поверхность нанести царапины, потом накатать на неё краску и притиснуть бумагу. На бумаге чёрным оттиснется эта самая поверхность, и на чёрном царапины образуют рисунок белым. Стало быть, те места, которые, отпечатавшись, должны быть белыми, вынимаются, а которые чёрными — оставляются. Вот эта чёрная ёлка, например, оставлена, а вокруг неё вырыта яма, и получилось на оттиске белое. 

Гравюра режется на разных материалах: на дереве, пластмассе, линолеуме. Самый доступный материал для гравюры — это линолеум, тот линолеум, что стелют на пол и продают в магазинах.  Главное — чтобы он был гладкий, без царапин, потому что все они напечатаются и ваш рисунок испортят.Для гравирования по линолеуму есть специальные инструменты — штихели. Резать ими очень удобно, так как стружка попадает в желобок и сама легко отлетает.

Гравируя, инструмент держат так, как показано на рисунке. Большой палец плотно упирается в линолеум, он стоит неподвижно, а остальные пальцы двигают резец около него. Потренируйтесь. Так держать штихель наиболее удобно и надёжно. 
Как резать? Можно на линолеуме нарисовать тушью, и то, что закрыто тушью, оставить, а остальное выбрать, нужное как раз и отпечатается. А можно сделать лёгкий рисунок на линолеуме карандашом-для себя, чтобы не сбиться, — и прямо резцом сочинять, да разные резцы брать — интересно!
Тон в гравюре становится серым, когда он рядом с чёрным или белым. Вот общий тон зебры, например, по сравнению с фоном и луной серый. 
А вот облако тоже серое, только уже другое.
Печатную форму вы вырезали. Оно называется       к л и ш е.
Теперь нужен фотографический валик (или любой другой твёрдый валик) и масляная краска. Краску положите на стекло и, захватывая валиком понемногу, раскатывайте её на стекле ровным тонким слоем. 
Клише уже лежит рядом. На валике у вас тонкий ровный слой краски. Вы проводите им по клише раз, другой, потом по стеклу и опять по клише — и так, пока ваш кусочек линолеума не закатан краской весь, только светлые углубления остались, штрихи. Вся ваша работа становится видна. 
На клише кладётся лист тонкой бумаги, осторожно, чтобы не сдвинуть его с клише, придерживайте и притирайте сверху ложкой, как на рисунке.
Те места, по которым вы прошлись ложкой, лоснятся, так что сразу видно, где у вас пропечаталось, а где нет.
Снимаете готовый оттиск. Ещё краской — ещё оттиск. И так далее, сколько хотите. Кончите печатать — вытрите клише тряпкой, смоченной в любом растворителе для масляных красок (это может быть даже керосин или скипидар). Может, у вас не сразу всё получится — это ничего! Главное — тренировка! 
Желаю вам радости на этом пути!

урок провёл художник Николай Александрович Устинов

СПОФДО

Сейчас на сайте 40 незарегистрированных гостей.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

наверх