Галерея искусств Мурзилки

 

Балалайка

Давным-давно, сто пятьдесят лет назад, жил молодой музыкант Василий Андреев. Он с юности умел играть на различных музыкальных инструментах, но ни один из них не был главным для него. До случайной встречи.

Однажды прогуливаясь по родовому имению, Андреев услышал, как крестьянин Антип играет на балалайке. Балалайка не была редкостью в деревне, обычно это был самодельный инструмент с деревянным корпусом и двумя или тремя струнами, как на картине Заболотского «Мальчик с балалайкой». Звук балалайки был негромкий и дребезжащий, она годилась, чтобы подыграть себе во время пения да развеять скуку в поле. Не то было у Антипа – его самодельная балалайка пела и рассказывала сказки, заставляла то плакать, то пускаться в пляс. Привычный и простой инструмент вдруг стал для Андреева символом всего исконно-русского. Свою жизнь с тех пор он посвятил балалайке. И не только выучился виртуозно играть на ней. Он сделал нечто неизмеримо большее.

Рассмотрите балалайку в руках мальчика с картины Богданова-Бельского. А теперь снова взгляните на инструмент с картины Заболотского. Видите разницу? На второй картине обычный деревенский мальчишка держит в руках профессиональный инструмент. Где же он смог достать его? Именно это и есть главное, достижение Андреева. Он вместе с товарищами усовершенствовал строение балалайки и наладил её массовое производство – балалайка стала доступна любому. И тысячи мальчишек часами могли сидеть теперь под берёзами, как на картине «Виртуоз» и оттачивать свое мастерство.

Может быть, кто-то из этих мальчишек попал позже в  «Великорусский Оркестр», организованный Андреевым, где балалайка была главным инструментом. Этот оркестр прославил балалайку во всём мире!

Так Василий Андреев превратил самодельные «балаболки», «балабайки», как их иногда называли, в прекрасный музыкальный инструмент – балалайку, а деревенскую забаву – в русское народное искусство.

Саша ФИЛАТОВА

Сейчас на сайте 40 незарегистрированных гостей.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

наверх