Пещерные храмы Аджанты

 

Дмитрий ТОРУБАРОВ

Дело происходило в Индии. Обычным весенним днём британский офицер Джон Смит отправился с друзьями охотиться на тигра. Но зверь ускользнул от них, скрывшись в ущелье, по дну которого струилась река Вагхора (Тигриная река). Следуя за тигром, охотники случайно обнаружили заросшую кустами и лианами пещеру. Скрутив из травы факел, Джон пролез внутрь… и в трепете огня на колоннах и стенах замерцали лица и фигуры – великолепные росписи, иллюстрирующие жизнь Древней Индии. Взволнованный увиденным, офицер достал нож и нацарапал на стене: «Джон Смит, 28 кавалерия, апрель 1819». Этот автограф до сих пор можно найти в пещере.

Весть о находке быстро разошлась среди британцев. Многие захотели найти потаённое ущелье. Но звери и местные воинственные племена – бхилы – делали затею очень опасной. Лейтенант Джеймс Александр, переодевшись в индийскую одежду, добрался туда в 1824 году. И вот что увидел: «…сотни летучих мышей. Остатки недавнего пожара. Скелет человека. Следы тигров, шакалов, медведей, обезьян, павлинов, вдавленные в пыль, образованную из фресок, упавших с потолка».

Возможно, подобными вылазками дело бы и закончилось, но, к счастью, о пещерах узнал архитектор и археолог Джеймс Фергюссон. Он исследует их и в 1843 году выступает в Королевском Азиатском Обществе с докладом о прекрасных скульптурах и уникальных фресках Аджанты. В 1844 году Общество направляет туда художника, майора Роберта Гилла, для изучения пещер и копирования фресок.

Так что же открыл для европейцев Джон Смит? Ни много ни мало – буддистский храмовый комплекс. Вырубленный в скале, что подковой изгибается вдоль реки Вагхоры, комплекс растянулся на 500 метров. Сейчас вдоль него проложена удобная дорога, а раньше от каждой пещеры к реке вела своя лесенка. Первые храмы начали строиться за сто лет до нашей эры. Они расположены по центру скалы. Затем на несколько веков наступает перерыв, а в V веке нашей эры, при Харишене, правителе Центральной Индии, строительство возобновляется. В 460–480 годах появляется ещё 25 храмов. Множество мастеров-камнерезов работали, превращая скалу в чатья-грихи – молельные залы, и вихары – монастыри с кельями по периметру.

Однако после смерти Харишены стройка затихает. Некоторые храмы остаются недоделанными, что позволяет нам узнать секреты работы. Вырубка начиналась от потолка. Мастера словно вычерпывали камень до самого пола, обнажая грубые очертания колонн. Тут же начиналась тонкая работа по отделке храмов.

 

Но слава Аджанты не в скульптурах, а во фресках. Писались фрески при свете масляных ламп и солнечных лучей, направленных в пещеры бронзовыми зеркалами и водой, специально разлитой на полу. Когда-то роспись полностью покрывала стены, изображая сценки из притч о Будде. Филигранное мастерство и точность в деталях дают нам возможность заглянуть в далёкую эпоху. Узнать, как выглядели жители, во что одевались, где жили, с кем торговали…

Фото автора

 

 

 

О пожаре, охотниках за сокровищами и консервации древних фресок читайте в бумажном номере.

СПОФДО

Сейчас на сайте 69 незарегистрированных гостей.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

наверх