«Сколько нужно времени, чтобы пройти Москву из конца в конец?» – задумался Мурзилка и отправился в путь. Идти напрямик не получилось: приходилось огибать дома, стоять на переходах улиц в ожидании зелёного света, искать мост, чтобы перебраться через Москву-реку... Мурзилка попробовал подъехать на трамвае, потом на автобусе, потом на машине, но и тут потерял время из-за хитросплетения дорог, а также многочисленных светофоров и заторов...
Проблема, как добраться из одной точки в другую, перед москвичами встала давно, более ста лет тому назад, когда столица начала стремительно расти. Трамвай – самый быстрый на то время московский транспорт – перестал справляться с выросшим потоком пассажиров. На остановках каждый трамвай буквально штурмовала толпа людей, спешащих на работу и по своим делам. Люди висели на подножках трамвая гроздьями! И однажды было предложено построить под городом систему подземных тоннелей и пустить по ним поезда.
Осуществить подобный проект оказалось непросто. Надо было решить, на какой глубине прокладывать эти тоннели и как миновать подземные реки и плывуны – места, где грунт не был прочным и мог «поплыть», потянув за собой находящиеся вверху дома со всеми их жителями. Надо было продумать систему подачи воздуха, провести под землю электричество, которое освещало бы тоннели и станции, а также приводило в движение поезда.
О строительстве нового подземного транспорта москвичи узнали не сразу и были весьма озадачены, когда в ноябре 1931 года во дворе дома № 13 по Русаковской улице семь рабочих начали копать лопатами глубокую яму, увозя на телеге землю. Так начинали рыть первый котлован, в который потом спустились с отбойными молотками опытные бригады шахтёров из Донбасса.
К лету 1932 года метро объявили стройкой первостепенной важности, и туда, на ходу осваивая новые профессии, потянулись самые разные люди: рабочие и служащие, крестьяне и, конечно, молодёжь – комсомольцы-добровольцы.
Благодаря героическому ударному труду семидесяти тысяч метростроевцев 15 мая 1935 года, в рекордно короткие сроки, открылась первая линия метро. На ней было четырнадцать станций, из них две конечные: «Сокольники» и «Парк культуры», о чём напоминает популярная в те годы «Песенка старого извозчика», который признаётся лошади:
Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся
От «Сокольников» до «Парка» на метро.
Первых пассажиров ошеломила красота построенных под землёй станций и движущихся лестниц – эскалаторов. Каждая станция была отделана мрамором, богато украшена и напоминала парадный зал дворца. Неудивительно, что, говоря о поездке на метро, восхищённые москвичи поначалу употребляли вместо слова «ехал» другое: «катался».
К 1938 году появились и ещё две новые линии: одна соединила Курский вокзал с Киевским, а другая шла от нынешней «Театральной» к посёлку Сокол. Метростроевцы прокладывали их уже не отбойными молотками, а с помощью специальных машин – огромных проходческих щитов, что очень ускорило работы. Новые станции украшались даже богаче прежнего: не только бронзовыми скульптурами, но и прекрасными мозаичными панно, такими, например, как на потолке станции «Маяковская», что открылась перед самым началом Великой Отечественной войны.
Все четыре года, что шла война, метро продолжало перевозить пассажиров. Более того, оно строилось (во время войны появилось 7 новых станций), а во время налётов вражеской авиации становилось бомбоубежищем. «Граждане, воздушная тревога!» – звучало из репродукторов, и люди спускались в метро – безопасный подземный город, где можно было переждать налёт и получить медицинскую помощь.
В 1954 году открылась новая линия метро – Кольцевая, разгрузившая пересадочные станции в центре города. Оформление многих станций Кольцевой было посвящено подвигу тех, кто в разные годы сражался за нашу Родину.
В шестидесятые и семидесятые годы в Москве начали появляться новые жилые районы: Черёмушки, Кузьминки, Тушино – и на отделке многочисленных новых станций стали экономить, поэтому многие оказывались похожи одна на другую: их стены покрывали кафельной плиткой, потолки белили или красили.
По счастью, в начале двухтысячных к украшению станций вновь стали привлекать архитекторов и дизайнеров. При отделке было решено использовать новые материалы – окрашенный металл, кварц и многослойное стекло.
Интересно оформлены все 70 станций Большой Кольцевой линии (БКЛ) метро, открытой в 2023 году – самой протяжённой линии метро в мире. Эта линия оснащена самой передовой автоматикой. На станции БКЛ «Марьина роща» Мурзилка увидел «Александру» – метроробота, который помогает пассажирам строить маршрут на интерактивной карте метро, а также отвечает на многие вопросы.
«Сколько сейчас в метро станций?» – спросил Мурзилка и услышал в ответ: «271». – «А сколько линий?» – «15». – «Много человек работает сейчас в метро?» – «Более 67 тысяч». – «А какие специальности в метро самые востребованные?» – «Машинисты электропоездов, ремонтники, путейцы...»
Мурзилка задумался. «Сложно ли управлять поездом? Вот бы и мне попробовать! Хотя бы на тренажёре!» – «Тренажёры находятся в Центре профориентации Московского метрополитена», – ответила «Александра». – «А где находится этот центр?» – «На станции «Деловой центр», на втором этаже вестибюля».
В Центре профориентации оказались не только тренажёры, но и небольшой музей, рассказывающий о том, как метро строилось и развивалось за 90 лет своего существования: о разных службах метро, об устройстве эскалаторов, о моделях электропоездов и даже о способах оплаты проезда – от первых картонных билетов с отрывными корешками до пластиковых карт. Экскурсоводы подробно отвечали школьникам на их вопросы: и о предметах старины, найденных в земле во время строительства метро, и о том, принимают ли девочек учиться на машиниста электропоездов.
Мурзилка возвратился в редакцию и вдруг вспомнил, что так и не узнал, сколько нужно времени, чтобы проехать Москву из конца в конец. Что делать? Ехать наземным транспортом долго и неудобно... Вздохнул Мурзилка и спустился в метро. И проехал Москву из конца в конец – всего за час с небольшим, – любуясь по дороге станциями.
С Мурзилкой в метро спускалась Маша ЛУКАШКИНА.
«Мурзилка» № 5 2025 г.