От всей души поздравляем писательницу и путешественницу, большую подругу нашего Мурзилки – Марину Львовну Москвину – с юбилеем!
Вместе с Мариной Львовной Мурзилка не раз покорял высокие горы и глубокие пещеры, отправлялся на паруснике в открытое море и даже летал на воздушном шаре!.. Благодаря Марине Москвиной он побывал в Индии, Японии и даже в Арктике!
Как я люблю камни! Я считаю их своими близкими родственниками. И мне часто снятся камни, с причудливым узором, плоские, как письма. Кто-то, не видно кто, их вынимает из шкафа и подносит к моим глазам на большущей ладони.
Этим я немного похожа на японца. Душа японца восхищается при виде камня. Он долго будет стоять и рассматривать во всех подробностях – что за камень встретился ему на пути. В Японии давно подозревали, что у камней человеческие характеры. Их называли «благородными», «безумными», «спокойными» и «своенравными». А некоторые камни вообще прозвали «горячие головы». Серьёзно! Я была знакома с таким валуном. Мне казалось, вот-вот он сорвётся с места и кинется куда глаза глядят, только его и видели!
Представьте, в старину для своих садов хозяева по всей Японии разыскивали причудливые камни. Причём особенно ценили огромные «куриные боги» с большими дырками! Их даже по морю привозили на кораблях из Китая. Лучшими в тех краях считались знаменитые камни из озера Тай в Южном Китае, которые на десять лет опускали в воду, а когда вытаскивали – они менялись до неузнаваемости!
Камни отвоёвывали друг у друга в бою, похищали, ими любовались, к ним прикладывали руки, загадывали желания, их обнимали! Мой муж Лёня Тишков, художник, когда мы с ним путешествовали по Японии, даже возмутился, ему показалось, что я обняла священный камень гораздо более горячо, чем самого Лёню!
Где бы я ни бывала на Земле, я всегда первым делом смотрю на камни!
В Горной Индии, воспетой сказочником Редьярдом Киплингом, мы забрели на окраину городка Алмора – дальше простирался густой тёмный лес. Оттуда доносились устрашающие звуки – хриплое уханье, жужжание и глухое ворчание. Мы испугались и кинулись бежать, но с перепугу заблудились и вместо левой дороги в город дунули по правой, не заметив, как она стала подниматься вверх, вверх, в гору – и эта гора вся сверкала в лучах заходящего солнца, как будто состояла из чистого золота. Я давай набирать сиявшие под ногами золотые слитки и набивать ими карманы.
Тут начался дикий ливень! Тонны воды обрушивались с неба. Мы спрятались под листьями банана вместе с большой фиолетовой бабочкой, а когда дождь кончился, и мы вернулись в городок, вымокшие до нитки, сняли куртки, джинсы и развесили по комнате сушиться, смотрим: что такое? В карманах нет камней. Мы даже испугались: подумали, наверное, Дух Золотой Горы не захотел отдать нам свои сокровища. И вдруг увидели, что наши куртки с джинсами все в блёстках золотых! Оказывается, это была слюда, она вся раскрошилась, расслоилась. Само слово «слюда» – произошло от слова «слоиться»!
Совсем другие камни, братцы, я обнаружила на островах Шпицберген и Северо-Восточная Земля в Арктике, куда мы приплыли под парусами на маленьком корабле «Северное сияние». Ослепительно чистые, белоснежные, розовые, сиреневые, они, как новенькие, лежали под нашими ногами.
Просто не верилось, что это свидетели истории Земли, почти ровесники нашей планеты, и появились тут три с половиной миллиарда лет назад, когда из жерла вулканов вырывались раскалённые облака пепла, дыма, камней и огненная лава текла рекой, застывая на поверхности! Как я могла не прихватить с собой несколько камешков? Да ещё поросших лишайником и с отпечатком трилобита!!!
С огромным волнением, конечно, я повстречалась со знаменитыми египетскими пирамидами. Мы часто видим пирамиды на картинках. А вот – лицом к лицу, вблизи рассмотреть жёлтые известняковые глыбы, из которых возведена Великая пирамида Хеопса – это колоссальная удача!
Но всё-таки больше всего на свете меня поразили древние живые камни в Румынии. Есть такое загадочное место немного севернее румынской столицы Бухареста, неподалёку от крошечного городка Костешти. Здесь живут редчайшие камни, похожие на огромные яйца динозавров! Их называют трованты. Именно живут! Они растут после дождя и, как я слышала, самостоятельно передвигаются с места на место. Во всяком случае, они очень тёплые и как будто дышат, я сама почувствовала, когда приложила к ним ладони.
Ничего этого не зная, художник Леонид Тишков придумал поливать их из лейки, как будто он садовник в саду камней, растит камни. А на один из валунов спустилась с неба и присела его собственная Луна, с ней Лёня путешествует по всему миру. Он фотографирует её в разных удивительных местах на Земле, напоминая, если кто забыл, что все люди – братья! Потому что у всех у нас – одна общая Земля, которую мы должны беречь. И общая Луна!
Для этой фотографии в сказочном магазинчике разных диковинных вещей мы приобрели зелёную металлическую лейку, а в Бухаресте у старого, мудрого, чуть ли не столетнего шляпника Лёня купил себе элегантную шляпу.
В сад румынских камней мы приехали на закате. Солнце медленно скрывалось за горой, и в наступающих сумерках мы увидели груды валунов, они были всюду. Казалось, они прямо на глазах выбираются из-под земли, выползают из отвесных скал. Это похоже было на сон или на фантастическое кино. О тровантах рассказывают настоящие легенды.
Местные жители считают, что растущие камни наделены волшебной силой. Может быть, они живые существа, которые уже тысячи лет находятся рядом с нами, а мы их не замечаем? Или представители других планет, попавшие на Землю с метеоритами? Пришельцы из иных миров?
Как бы то ни было, в наступивших сумерках Леонид зажёг свою Луну и стал их поливать из лейки. Если бы вы знали, как бы нам хотелось вернуться туда и посмотреть, подросли эти камни? И на сколько? Особенно тот, который он поливал больше всех?
«Мне скажут, что я безумный садовник, поливающий камни, лежащие у дороги, – написал художник под этой фотографией. – Но через год все увидят, что они станут больше, а через двадцать лет покроются цветами. И ещё через двадцать вся Земля станет прекрасным садом, надо только поливать эти камни каждый день, не останавливаться и верить, что они живые».
«Мурзилка» № 6 2024 г.